Утечка мозгов по-немецки, или На запад за лучшей жизнью

Городок Шведт-на-Одере находится на самом краю востока Германии. Его бургомистр Юрген Польцель (Jrgen Polzehl) на служебном автомобиле везет нас в район Кюльцфиртель, чтобы продемонстрировать, как выглядит умирающий город.

Мы проезжаем мимо панельных многоэтажек — немых свидетелей ушедшей эпохи расцвета Шведта-на-Одере. В 60-е годы здесь был открыт нефтеперерабатывающий завод. В 1963 году через Шведт проложили нефтетрубопровод «Дружба», по которому голубое топливо поставлялось из СССР в ГДР. Десятки тысяч людей хлынули сюда за работой. Всем им нужно было жилье. К 1980-му году количество жителей достигло рекордной отметки за всю историю города — 52.000 человек.

Народ уехал, Шведт остался

Потом произошло объединение Германии. С тех самых пор Шведт покинули порядка 20.000 жителей. Город начал стремительно пустеть. Тысячи квартир остались без жильцов.

«Мы были вынуждены как-то реагировать», — говорит Юрген Польцель и показывает рукой вдаль. Неожиданно перед нами открывается пустырь. «Вот здесь стояла одна многоэтажка, там другая, там еще одна», — говорит бургомистр. В течение нескольких лет здесь ежегодно сносили в среднем по тысяче квартир. Кюльцфиртель — один из пяти районов Шведта — полностью исчез, население города сократилось почти в два раза. По словам Польцеля, сейчас в год под снос идет «всего» по 150 квартир, и «с этим уже можно как-то жить».

На реорганизацию городов в бывшей ГДР за последние 20 лет было израсходовано около 3,5 миллиардов евро. Масшатбы сноса безликого и низкокачественного жилья, а также лесовозобновления на месте вновь возникших пустырей — впечатляют. В целом же, массовая утечка населения из Шведта городу явно не к лицу.

«Особенно ужасно то, что Шведт покинуло много молодых женщин», — говорит Польцель. Эта тенденция характерна не только для Шведта, но и многих других городов на востоке страны. По данным газеты Die Welt, на территории бывшей ГДР на одну сотню мужчин приходится в среднем 85 женщин.

Бургомистр Шведта надеется, что если в городе появятся новые предприятия и будет открыто какое-либо государственное ведомство, то, возможно, получится хотя бы немного улучшить ситуацию на рынке труда.

Производства нет, работы тоже

У Юргена Польцеля большие планы. Но условия жизни и труда в Шведте, как и во многих других регионах новых земель, оставляют желать лучшего. Если уровень безработицы по всей стране составляет менее восьми процентов, то на востоке ФРГ он превышает 12 процентов, а в Шведте достиг целых 16-ти. Сворачивание и реструктуризация производства, демонтаж или перенос промышленных предприятий в другие места сделали кризисной ситуацию на рынке труда в бывшей ГДР.

Все, кто могут, бегут из «новых» восточных земель в «старые» западные — в поисках лучшей жизни и более высоких заработков. Как правило, на этот шаг решается образованная молодежь. На местах остаются старики, а также молодые люди с низким уровнем образования. Немецкий социолог Ульф Маттизен (Ulf Matthiesen) называет их «безработными городскими увальнями, которые не в состоянии завести семью».

В землях Бранденбург и Мекленбург-Передняя Померания доля тех, кто бросил школу, составляет 10 процентов. Это на три процента выше, чем в целом по стране. Сотрудница Института регионального развития в Лейбнице IRS Хайке Либманн (Heike Liebmann) уверена, что уровень образования в этих землях Германии стремительно падает .

Бегство за дипломами и умными мужьями

Но и это еще и не всё: чем меньше творческих и предприимчивых людей остается в городе и чем меньше влияния они оказывают на общественную жизнь, тем меньше хочется жить в этом городе тем, кто в нем еще остался. А это значит, что и они вскоре начнут паковать чемоданы. По словам Хайке Либманн, это — «заколдованный круг».

Директор единственной гимназии в Шведте Рюдигер Обер-Блёбаум (Rdiger Ober-Blbaum) из года в год наблюдает за тем, как «умные головы» покидают родной город. Прошлым летом он выпустил 103 школьника. Из них семеро остались в городе. Остальные уехали учиться в вузы в другие города. «Только десять из них не исключают того, что могут вернуться назад», — сетует Обер-Блёмбаум. Он предполагает, что целеустремленной молодежи в Шведте попросту нечего делать. «Но проблема еще и в том, — добавляет директор гимназии, — что в основном уезжают девушки, потому что местные парни им кажутся слишком глупыми!».

Вместо восточной Германии — джунгли?

Перед объединением Германии канцлер Гельмут Коль (Helmut Kohl) обещал восточным немцам «цветущие ландшафты». Он использовал это образное понятие в качестве метафоры, которая должна была описать экономическое процветание новых земель, на которое многие тогда действительно надеялись. Конечно, тогда он не мог и предположить, что 20 лет спустя после воссоединения в Германии появятся региональные планировщики, которые на полном серьезе начнут предлагать на месте вымирающих городов и поселков бывшей ГДР восстанавливать природные ландшафты.

Кстати, именно об этом говорит сотрудница Института регионального развития в Лейбнице IRS Хайке Либманн. Она признает, что контролировать миграционные потоки населения внутри страны крайне затруднительно. Тем не менее, Либман предлагает задуматься над тем, насколько целесообразно дорогостоящее финансирование инфраструктуры в регионах с низкой плотностью населения.

Такой ход мысли бургомистру Шведта чужд. «Мы же не можем здесь позволить разрастаться джунглям! У нас здесь своя история. Это же наша родина!», — возмущается Юрген Польцель. По его словам, несмотря на негативные тенденции, в Шведте не так уж всё и плохо. 15 процентов от всей продукции, выпущенной в Бранденбурге, производится в Шведте-на-Одере. «А еще у нас есть уникальный национальный парк», — добавляет бургомистр. Судя по его настрою, сдаваться он действительно не собирается: «Когда я был молодым, я ведь тоже уехал в другой город. А сейчас — я снова здесь!»

Автор: Хайнер Кизель / Оксана Евдокимова

http://rus.europe.newsru.ua/article/5979780 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.