Катастрофа в Японии: допустимо ли принуждение к героизму?

На разрушенных японских реакторах остается работать последняя группа добровольцев, которые с большой вероятностью пожертвуют своей жизнью. Йенс-Кристиан Рабе задается в газете Süddeutsche Zeitung вопросом: может ли либерально-демократическое общество принудить своих граждан к героизму?

 

«Похоже на то, что в Японии приходится жертвовать жизнями одних людей ради сохранения жизни других, — пишет автор. — Другими словами: для того, чтобы продолжить охлаждение поврежденного реактора, насколько это возможно, требуются помощники, которым придется подвергнуться облучению, наносящему тяжелый ущерб человеческому организму».

 

«Но Япония — не авторитарное государство, — продолжает газета. — Вскоре после того как в 1986 году случилась катастрофа в Чернобыле, советское руководство направило туда тысячи молодых солдат, так называемых ликвидаторов… Японское правительство такой возможности не имеет».

 

Как отмечает автор, подобного рода морально-этические проблемы в той или иной степени затрагиваются с разной степенью убедительности и разрешаются в знаменитых голливудских фильмах «День независимости», «Армагеддон» и «Гран Торино».

 

В общественно-политической системе, «в которой индивидууму приходится отстаивать свои интересы в столкновении с обществом, как это сплошь и рядом происходит в современном обществе информационного капитализма, солидарность становится весьма сомнительным достоинством», — констатирует Рабе. «В условиях либеральной демократии чувство долга по отношению к своей стране, своему обществу или государству не является имманентным для данной системы. И уж ни в коем случае не является обязанностью. К счастью. Однако атомная катастрофа, подобная нынешней в Японии, является предположительно крупнейшим несчастьем в истории постгероического общества — как с экологической, так и с политической точки зрения… Освобождение от принуждения к героизму является одним из самых парадоксальных завоеваний в истории человечества».

 

Доминирующее в сегодняшнем обществе либеральной демократии представление, почти что догма, состоит в том, что жизнь человека ни в коем случае не должна становиться средством для достижения цели, подчеркивает автор. Не в последнюю очередь поэтому политики так неохотно называли операции в Ираке и Афганистане «войнами». Ведь всякий знает, что войн без погибших не бывает. Но в случае использования людей при охлаждении реактора на АЭС «Фукусима-1», при котором вероятность их смерти столь велика, эта проблема обретает еще большую остроту.

http://www.inopressa.ru/article/17mar2011/sueddeutsche/Dilemma.html

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.