Есть замечательный американский экономист Артур Лаффер, который в свое время сказал, что если вы повышаете количество налогов, то рано или поздно налоговые сборы у вас падают. Понятно, если вы установили налоги в 90%, а потом их установили в 120%, то вы не будете собирать 120%, вы будете собирать еще меньше.
И есть такой средневековый арабский историк Ибн Хальдун, который в свое время предложил следующую историческую теорию. В начале всякой династии, говорил Ибн Хальдун, налоги низки, потому что нравы правителей просты. И так как налоги низки, развиваются ремесла и торговля. Поскольку развивается ремесло и торговля, нация начинает богатеть, и нравы правителей становятся всё более взыскательными. По мере того, как растут потребности правителя, растут, естественно, и налоги. По мере того, как растут налоги, приходят в упадок ремесло и торговля. Но так как нравы правителей по-прежнему продолжают оставаться взыскательными, то налоги всё увеличиваются и увеличиваются. И ремесло и торговля приходят во всё больший и больший упадок. И этот печальный цикл прерывается только тогда, когда с гор спускается новая династия завоевателей. Они варвары, нравы их просты, налоги невелики – ремесло и торговля начинают развиваться.
Чем отличается теория Лаффера от теории Ибн Хальдуна? Тем, что Лаффер живет в стационарном американском обществе, в котором нет представления о том, что изменения в экономике – это что-либо, кроме изменения в экономике. Налоги – это налоги. Ибн Хальдун живет в гораздо более непостоянном обществе, и его теория описывает то, что любые экономические подвижки кончаются катастрофами вовсе не в экономике. Они разрывают саму ткань государства.