Культ Победы

Знамя Победы над Рейхстагом

Главное достижение России за 15 лет правления Путина —
победа в Великой Отечественной Войне в 1945 году
.

Скажу сразу: мои деды и прадеды воевали, имеют боевые награды, я им благодарен, горжусь ими, фашизм осуждаю. И, вместе с тем, День Победы в теперешнем его виде — очень странный праздник, и мне он, мягко говоря, не нравится.

Этому есть три причины:

  1. Я плохо понимаю, какое именно историческое событие мы празднуем и почему мы делаем это именно 9 мая.
  2. Меня не устраивают фальшивые ценности, которые нам подсовывают в яркой праздничной обёртке.
  3. Мне не нравится то, что празднование Победы превращается в подобие сектантского культа.

Сейчас объясню, что я имею в виду.

Своя война

Начнём с того, что именно мы празднуем: «победу Советской армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» — так утверждает Википедия.

Понятие «Великая Отечественная война 1941-1945 годов» существует только в нашем больном национальном сознании. Во всем мире знают Вторую мировую войну, которая началась 1 сентября 1939 и закончилась 2 сентября 1945 года. Причем СССР участвовал в ней с первого дня до последнего.

Пакт Молотова-Риббентропа

Зачем нам пришлось изобретать собственную войну? Всё просто: началась Вторая мировая для нас позорно: СССР и фашистская Германия заключили пакт Молотова-Риббентропа, по которому поделили и оккупировали Польшу — по предварительному сговору и при отягчающих вину обстоятельствах.

Кроме Германии на стороне фашистов воевали: Япония, Италия, Румыния, Венгрия, Болгария, Тайланд, Финляндия, Ирак и Сан-Марино. Вторая мировая война закончилась 2 сентября 1945 года капитуляцией Японии, но празднуем мы почему-то победу над Германией.

Закончилась война так же, как и начиналась — с элементами бытовой подлости: ещё 13 апреля 1941 года СССР и Япония подписали Пакт о нейтралитете, действие которого могло быть прекращено только через год после его денонсации. Когда в 1941 году все страны гитлеровской коалиции объявили войну СССР, Япония выполнила условия этого соглашения и осталась нейтральной.

СССР (как и современная Российская Федерация) соблюдением договоров не тяготился — 8 августа 1945 года, всего за час до начала своего наступления, СССР объявил Японии войну. К этому моменту, кстати, на Хиросиму уже была сброшена ядерная бомба, так что Япония представляла собой легкую добычу.

Акт о капитуляции Японии принимали американцы, что советское руководство ничуть не обрадовало, а провернуть такую же историю, как 9 мая с немцами, им никто не позволил.

Капитуляция Германии - Йодль

А история заключалась вот в чём: 7 мая в 02:41 (по среднеевропейскому времени) в Реймсе немецкий генерал Альфред Йодль подписал Акт капитуляции Германии, который вступил в силу 8 мая в 23:01 (по среднеевропейскому времени). От СССР акт подписал генерал-майор Суслопаров, от американцев — генерал Уолтер Смит.

Сталин был в бешенстве: капитуляцию приняли союзники (читай — украли у него Победу), даже сам акт был написан на двух языках — английском и немецком, никакого русского. В результате он отказался признать этот акт и потребовал подписать его заново во взятом Красной армией Берлине, со всеми подобающими элементами шоу. Кроме того, он попросил союзников не сообщать о Победе до подписания нового Акта, в чём, впрочем, ему было отказано.

8 мая в 22 часа 43 минуты по центральноевропейскому времени (9 мая в 0 часов 43 минуты по московскому времени) генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель и маршал Жуков, подписали ещё один Акт о безоговорочной капитуляции Германии, который вступил в силу в то же самое время, что и первый — 8 мая в 23:01 по центральноевропейскому времени (9 мая в 01:01 по московскому времени). Советскому народу о победе объявили только 9 мая в 10 часов вечера.

Новый акт слово в слово повторял предыдущий за исключением того, что в английском тексте термин Soviet High Command (Советское Верховное Командование) был заменен более точным переводом: Supreme High Command of the Red Army (Верховное Главнокомандование Красной Армии), детализировано требование по передаче немецкой военной техники и вместо фразы «Только данный текст на английском языке является аутентичным» и вставлена другая: «Этот акт составлен на русском, английском и немецком языках. Только русский и английский тексты являются аутентичными».

Цирк с конями вокруг светлого праздника Победы как начался в 1945, так продолжается и до сих пор. Из-за чехарды с двойным подписанием, разницы в часовых поясах и комплексов товарища Сталина Европа празднует День Победы на один день раньше нас — 8 мая. У них свой праздник, у нас — свой.

Праздник войны

Кто, когда и в какой именно войне победил — важные вопросы. Но гораздо важнее то, какой урок мы из неё вынесли, какой смысл вкладываем в памятную дату, о чём хотим напомнить самим себе и следующим поколениям. И вот в этих вопросах наш День Победы тоже отличается от прочих.

С итогами Второй Мировой войны в мире связаны самые разные праздники. Например, во многих странах празднуют «День Независимости» или «День Освобождения». В Европе празднуют «День Европы» — праздник мира и единства в странах Европейского союза. ООН с 2005 года провозгласила 8 и 9 мая «Днями памяти и примирения».

Первая Мировая война (которую мы позорно продули из-за революции) тоже оставила после себя несколько праздников: «День перемирия» во Франции, «День поминовения» в Великобритании, «Всенародный День скорби» в Германии.

Общая тональность у всех этих праздников одна и та же: люди радуются свободе и наступившему миру, скорбят о погибших. Как пелось в отличной советской песне «это праздник со слезами на глазах».

Сегодня Крым - завтра Рим!

Пока все нормальные люди празднуют мир, мы празднуем войну. Свобода, независимость, отрицание насилия и поминовение павших очень плохо вписываются в задачу воспитания тупого и агрессивного пушечного мяса. Посмотрите на некоторые из лозунгов, которые можно найти на праздничных плакатах:

  • «Сегодня Крым — завтра Рим!» — мы действительно собираемся завтра развязать новую мировую войну, напав на одну из стран НАТО?
  • «1941-1945 — можем повторить» — во Второй Мировой СССР потерял 26 миллионов человек. В Третьей, которая будет вестись с применением ядерного оружия, могут погибнуть все 140. Ничего страшного?
  • «На Берлин!» — а вот на Берлин нам действительно нужно равняться. Судя по их машинам, дорогам, промышленности, сельскому хозяйству и уровню жизни, в конечном итоге победили не мы, а они.
  • «Я помню, я горжусь» — чем именно? Позорным сговором с Гитлером в начале войны, миллионами бездарно потерянных жизней, нищими ветеранами? Уместнее заменить это на «Я помню, я скорблю».
  • «Спасибо великому полководцу Сталину за Победу!» — спасибо человеку, которого ещё 60 лет назад его же товарищи-коммунисты признали преступником, репрессировавшим от 11 до 39 миллионов человек? Да Гитлер достиг меньших успехов в уничтожении русского народа!

Печально даже не то, что с 1945 года нам больше особенно нечем гордиться, кроме Победы. Хотя я бы с удовольствием гордился научными открытиями, мощной экономикой, высоким уровнем жизни, низкой преступностью, качественным образованием или доступным здравоохранением. Хорошими отношениями с соседними странами тоже гордился бы с радостью, но и тут не задалось.

Больше всего меня пугает, что День Победы используется для пропаганды военной истерии. Собственно, всё становится понятно при первом же взгляде на структуру госрасходов на празднование: на первом месте с большим отрывом стоит статья «Реклама и медиа» — 1,8 млрд. рублей.

Затраты на празднование Дня Победы 2015

Вместо напоминания о том, что война — это величайшая трагедия, нам подсовывают совсем другую историю: война — это слава, война — это подвиг, война — это героизм, мы сильные, мы побеждали раньше и победим снова, вокруг нас — враги и недоброжелатели, которые только и мечтают о том, чтобы вцепиться нам в глотку.

Проблема заключается в том, что если на стене висит заряженное ружьё, то рано или поздно оно может выстрелить. В нашем случае мы имеем дело не просто с заряженным ружьём в лице оболваненных и накачанных ненавистью масс, у нас под этим ружьём стоит ещё и открытая бочка с порохом — огромный ядерный арсенал.

Разумеется, мне не нравятся любые действия, которые могут подталкивать общество к войне. Да и вообще, военные парады в память о самой кровопролитной войне в истории человечества уместны не более, чем игры с верёвкой и мылом на поминках висельника.

Религия Победы

Празднование Дня Победы всё больше обрастает сакральным антуражем в том его вульгарном понимании, которое свойственно худшим адептам православной церкви: внутренние, духовные аспекты полностью выхолащиваются, зато внешние наоборот — выпячиваются напоказ. Соответствие почти полное, разница в деталях:

  • вместо нательных крестиков — георгиевские ленточки,
  • вместо церквей и святых мест — мемориалы и памятники,
  • вместо крестного хода с хоругвями и кадилами — парад с танками и ракетами,
  • вместо святых апостолов — Сталин с Жуковым,
  • вместо святых и великомучеников — 28 выдуманных героев-Панфиловцев,
  • вместо благодатного огня — огонь вечный,
  • вместо антихриста с приспешниками — Гитлер и мировой империализм.

Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Организаторы праздничных торжеств, прославляющих победу СССР над Германией, это всё те же чинуши, которые вчера были идейными коммунистами, сегодня стоят в церкви со свечкой, а завтра продолжат воровать, и совесть их не шелохнётся ни на йоту.

Ещё одна мерзкая примета псевдорелигиозного фанатизма — «оскорблядство». Истории с Пусси Райот и Тангейзером показали, что государство готово поддерживать даже самые идиотские порывы «оскорблённой общественности». Вот только теперь фокус внимания этой самой общественности переключился с расшатанных духовных скреп и оскорблённых религиозных чувств на события, связанные с Победой. Методы остались прежними.

Теперь общественность считает возможным оскорбиться безобидным танцем, который девушки станцевали в 40 метрах от мемориала «Малая земля». И танец был приличным — не какой-нибудь богопротивный тверк, и мемориал так себе — ещё один привет из эпохи Брежнева, но девушкам всё равно дали 10-15 суток ареста и штрафы.

Кстати, о Брежневе: в своё время он настолько достал всех своими героическими похождениями под Новороссийском, что в народе начали ходить анекдоты типа: «Где вы были в годы войны? Сражались на Малой Земле или отсиживались в окопах Сталинграда?». Дошло до того, что ветераны сражения за Новороссийск иногда стеснялись сказать, где именно они воевали.

В золотой фонд оскорблядства вошло и уголовное дело о продаже немецких солдатиков в магазине игрушек. Это, дескать, пропаганда нацизма. А с кем, спрашивается, должны воевать доблестные солдатики-красноармейцы? Сами с собой? Я понимаю, что расстреливать своих — вполне в духе национальных традиций, но чем для этого не подходят немцы?

Скандал с губернатором Ульяновской области

Или последняя история — с губернатором Ульяновской области, который сфотографировался с местной активисткой на фоне обелиска в честь 30-летия Победы. На фото губернатор поставил пальцами «рожки» девушке, что тут же назвали «кощунством и откровенным надругательством над памятью погибших в войне». Правда, на этот раз общественность и сама поняла, что оскорбляться она может хоть до посинения, но что-нибудь сделать губернатору — руки коротки.

Такая бурная реакция по совершенно надуманным поводам до сих пор была свойственна только радикальным исламистам и православным. Теперь у нас появилась новая секта — «свидетели победы». Ходят с черно-оранжевыми ленточками, бьются в патриотическом экстазе и, по-видимому, скоро будут приветствовать друг друга при встрече словами «деды воевали!» — «воистину воевали!» ну или что-то в этом роде.

Любой фанатизм убивает критическое мышление, делает людей легкой добычей манипуляторов, толкает на бесчеловечные поступки. Культ Победы в этом смысле ничем не лучше культа свидетелей Иеговы, разве что финансируется лучше и поддерживается на государственном уровне, что делает его только опаснее.

Минутка истории

Вся история человечества — это история войн. Две мировые войны и дикое количество локальных конфликтов во всех частях света за последние 100 лет подразумевают, что в этих войнах кто-то проигрывал, а кто-то побеждал, так что многим странам тоже есть что праздновать, у многих из них есть повод для торжеств. Тем не менее, наш День Победы представляет собой нечто уникальное по своим масштабам.

При Сталине, и позже, при Хрущёве, День Победы праздновали довольно скромно: праздничные передовицы в газетах, торжественные вечера, 30 залпов салюта — и всё.

С 1947 по 1965 годы на 9 мая не только не проводились военные парады, этот день не был даже выходным. И это — при жизни Сталина, Верховного Главнокомандующего и Жукова — «Маршала Победы». Военные парады в стране проводились, причём целых два раза в год — на 1 мая и 7 ноября, но к Победе не имели отношения.

Брежнев и Каддафи на параде

В 1964 году к власти пришёл Брежнев, любивший ордена, медали, парады и прочие пышные мероприятия, на которых можно было целоваться взасос с такими же стариканами, как он сам.

При нем празднование Дня Победы вышло на качественно новый уровень: военный парад с тяжёлой техникой и авиацией, возложение венков к могиле Неизвестного Солдата, минута молчания, иностранные делегации — всё это появилось благодаря ему.

Брежнев с радостью проводил бы и три военных парада в год, но товарищи по Политбюро объяснили ему, что это удовольствие не из дешёвых. В результате парады стали проводить на 7 ноября (это святое) и 9 мая (можно раздавать и получать медальки), а 1 мая осталась только унылая пешеходная массовка из трудящихся.

С развалом СССР празднование Дня Победы потеряло былую помпу. До 1995 года парадов не было вовсе, зато в юбилейном 1995 в Москве прошли целых два парада: на Красной площади (в пешем строю) и на Поклонной горе (с участием войск и боевой техники).

С 1995 по 2008 военные парады проводились скромно, без техники, и только в 2008 тяжёлая военная техника вернулась на Красную площадь. С этого момента масштаб праздничных мероприятий начал непрерывно расти.

Это не случайно — слишком уж много параллелей возникло между эпохами Брежневского «застоя» и Путинской «стабильности». А я не хочу обратно в застой, мне не нужно ни с кем воевать, я не переношу фанатиков и тех, кто хочет меня обмануть, придумывая свою версию истории.

Поэтому я не могу считать этот праздник своим, а георгиевские ленты, как его символ, меня теперь откровенно раздражают. Какие-то люди, которых я не уважаю, присвоили себе праздник моих дедов, мой праздник.

Когда это ощущаешь, так и хочется запеть «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой..». По нынешним временам это почти экстремизм, но что поделаешь, если «ярость благородная вскипает, как волна». Ничего, справимся рано или поздно. Наследственность у нас такая — мы ведь потомки победителей. Спасибо, кстати, что напомнили.

P.S. Бессмертный Полк

В праздновании Победы меня больше всего тронуло одно событие — Бессмертный Полк. Когда я увидел огромное количество людей с портретами своих воевавших дедов, я был искренне растроган. Меня, правда, удивило, что у очень многих портреты были не кустарные, а напечатаные на пластике, на обратной стороне — одинаковые наклейки, одинаковые древки из сантехнической пластиковой трубы с креплением из сантехнических же клипс. Вот, думаю, люди — молодцы. Позаботились заранее, заказали где-то. И там, где они заказали, тоже молодцы — добротно сделали, качественно. А потом я увидел вот эти фотографии (отсюда):

Бессмертный полк - фото в мусоре

Бессмертный полк - выброшенные фотографии

Бессмертный Полк - фотографии в урне

И мне стало чертовски обидно. Потому что какой-то чиновник за наши с вами деньги решил выслужиться и обеспечить начальству красивую картинку. Напечатал портретов участников войны, раздал их каким-то «левым» людям — бюджетникам, наверное. И обосрал к чертям собачьим самую светлую, самую чистую и самую трогательную идею.

Да, я видел много людей с самодельными портретами, очень много. Они шли с гордостью. И я очень сомневаюсь, что они выбросили бы портрет своего деда в мусор сразу после праздника. Да у меня руки бы отсохли, пусть даже это был бы не мой предок, а просто неизвестный мне участник войны. А у тех, кто это сделал, ничего не шелохнулось. Расскажите мне теперь, что так поступать с портретами ветеранов в их праздник — не кощунство, а вот это — надругательство над памятью, за которое нужно давать 15 суток:

Танцы возле мемориала Малая Земля

Всё, к чему прикасается наше государство, всё, что оно пытается себе присвоить, подмять под себя, всё это превращается в отборное дерьмо. Более наглядной иллюстрации того, что значит «украли праздник» я даже не представляю.

http://zhartun.me/2015/05/victory.html

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.