Презрение и сострадание

Валерий Панюшкин об интернет-дневниках

У пользователя «ЖЖ» годами может не быть ни одного всплеска отчаяния, только вялое нытье

Люди, я прочел ваши дневники: вы — ничтожества. На этих длинных праздниках от нечего делать я придумал себе развлечение попутешествовать по блогам. Я не имею в виду блоги, как бы это сказать, «лидеров» интернетного общественного мнения, «тысячников» всяких, активистов, прокремлевских или антикремлевских интернет-крикунов. Для них дневник — своего рода работа, и если человек работает, например, дворником, из этого нельзя заключать, что он чистюля. Я изучал блоги тех малоизвестных людей, что оставляют у «тысячников» комментарии. Я кликал по ссылке, шел в блог какого-нибудь менеджера среднего звена или какой-нибудь студентки и читал их дневники за год, за два, за три.

И был поражен. Годами у среднего пользователя «Живого журнала» может не быть в дневнике ни одного всплеска отчаяния, только вялое нытье. Годами — ни одной вспышки гнева, только ворчба. Годами — ни одной записи, которая была бы пронизана счастьем или ликованием, так, мелкие успехи: нашел новую работу, купила новое платье. Годами — никого не жалко, кроме себя. Никого, кроме себя, не жалко так, чтобы плакать, да и себя, если подумать, жалко не очень. Годами — ни одной новости: блоггеры охотно размещают в своих дневниках ссылки на всякие статьи в прессе, но сами не видят вокруг себя ни событий, ни людей. (К слову сказать, вот я пишу эти строки, выглядывая из окна на Тверской бульвар. И только что к реликтовому Пушкинскому дубу подошла пожилая женщина, обняла дерево и поцеловала в кору.)

Мой маленький блоггер интересуется деньгами, но никогда их толком не зарабатывает и не придумывает, как заработать. Очень интересуется отдыхом, но если почитать отчеты об отпусках за несколько лет, то обнаружишь, что впечатления скучнейшим образом повторяются, даже если в этом году путешествовали в Италию, а в прошлом — в Таиланд. Ощущение такое, что, ежели запустить блоггера на Луну, он и там будет сидеть за столиком, цедить мохито и ждать, что вот-вот с ним случится нечто великолепное, каковое великолепное не случается с ним никогда, а случается только мохито или мимолетный роман, не стоящий продолжения.

Время от времени блоггер размещает в своем дневнике поразившие его картинки или произведения литературы. Картинки эти всегда бывают очень среднего качества, а произведения литературы с трудом сошли бы для стенгазеты. Ни разу в блогах я не видел, например, картину Веласкеса «Менины» с комментарием: «Ни хрена себе, это же все написано с точки зрения короля!» Ни разу не видел пушкинского «Дубровского» с выделением необъяснимой фразы «она была юная и семнадцатилетняя девушка». Почему это так? Должны ли мы предполагать, что для маленького блоггера «Менины» и «Дубровский» слишком хрестоматийны, чтобы размещать их в блоге? Ничего подобного: блоггер не читал «Дубровского» и не видал «Менин».

Маленькие мои блоггеры мужеского пола время от времени пишут в своих дневниках еще и про патриотизм. В их патриотических излияниях так или иначе фигурирует униженная и оскорбленная Родина. Но, кроме лимоновцев, я не нашел ни одного патриотического блоггера, который ради униженной и оскорбленной Родины пожертвовал бы чем-нибудь существенным.

Блоггерам женского пола свойст­венно бывает (вместо патриотизма) посвящать свои дневниковые записи мечтам о великой, чистой, страстной, но несбыточной любви. Сплошь и рядом эти мечты перемежаются короткими и деловыми отчетами о дешевых интрижках. Пожертвовать интрижками ради любви ни одной известной мне блоггерше не пришло в голову.

Валерий Панюшкин
№ 17 (104) 15 мая 2008