Интеллигенция разбегается от Путина, как крысы с тонущего корабля

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Валентину Юмашеву,
бывшему капитану «Алого паруса» «Комсомольской правды»

от Юрия Гейко,
бывшего члена редколлегии «Комсомольской правды», редактора отдела литературы и искусств.

Здравствуй, Валя!

Не удивляйся — я писал тебе это письмо много лет. Писал мысленно, дома, на работе, за рулем. Писал, перебирая в уме сотни, тысячи слов. И вдруг, после декабрьских событий на Манеже, сел, да написал за одну ночь. Видно, организм понял, что тянуть уже невозможно.

Почему я пишу тебе?
Мы с тобой бок о бок «прожурналистили» в «Комсомолке» порядочно лет. Потом наши пути разошлись, тебя судьба вознесла к небесам власти, а я остался журналистом.

Но ты меня не жалей — я счастлив, Валя. Я по-настоящему счастлив, чего и тебе искренне желаю.

Хоть ты и моложе меня на девять лет, но и твоя, и моя жизни сейчас вышли на финишную прямую, много прожито и пережито, много передумано.

Многое понято.

И поскольку я всегда испытывал к тебе самые нежные и искренние чувства (ты наверняка чувствовал это), я не могу молчать на краю пропасти для страны, нашей с тобой страны, Валя, любимой страны, которую твоя команда туда толкает.

А решил я обратиться к тебе знаешь, почему?

Потому, что никто, кроме меня, этого ТАК не сделает. Значит, это мой долг: я, как честный человек, не берущий взяток, не живущий на «откаты», «распилы» и доходы с сомнительных операций, я, как ЧЕСТНЫЙ журналист, не занимающийся «джинсой», просто как гражданин, я ОБЯЗАН это написать.

Может быть, это письмо станет моим лучшим журналистским произведением. Может, именно ради него я и родился? Кто знает…

Помнишь, в «Комсомолке» не было слово «статья», все наши, даже самые серьезные творения назывались «заметками». Как странно устроена жизнь: думали ли мы с тобой в восьмидесятые, носясь со своими заметками по шестому этажу, что почти через тридцать лет моей главной «заметкой» будет письмо тебе?

Я решил написать это тебе, так как ты один из главных творцов сегодняшней России и потому несешь за нее ответственность.

Я знаю, что ты умный, хотя бы потому, что не особо светишься в гламуре и почти не даешь интервью — думаю потому, что свою вину в самой глубине души ты наверняка осознаешь. И тебе иногда бывает страшно. Я угадал?

Скажи, сегодняшнюю отчаянную российскую ситуацию ты «мониторишь»? Ты ощущаешь грядущую опасность, ты создал себе и семье «запасной аэродром» за границей, как многие твои подельники?

Но, Валя, а Россия — как же?..
читать дальше

Ликбез для Владимира Путина


Новость на Newsland: Ликбез для Владимира ПутинаНаш дорогой Владимир Владимирович! Сегодня я смотрел на Вас в зомбо-ящике и смеялся сквозь невидимые миру слёзы. Но об этом чуть позже.

Не удивляйтесь, почему я, ещё относительно недавно Ваш сторонник и даже в какой-то степени апологет, обратился к Вам в том стиле, который услужливая хрущёвская пресса навязывала «простому советскому человеку». Вспомнили? «Наш дорогой Никита Сергеевич!» А «простые советские люди» были ох как не просты! Они рассказывали о Хрущёве гениальные анекдоты, до которых нынешним жванецким не дорасти никогда, и пели убийственные частушки.

А дальше был «дорогой Леонид Ильич!». Надо сказать, что до своей роковой ошибки – ввода войск в Афганистан – и до вхождения в старческую манию величия человек этот сделал для сверхдержавы немало полезного. Анекдоты о нём рассказывали при его жизни и правлении даже в обкомах партии. И никто ничего не боялся, уверяю Вас!

Потом, как Вы помните, было скоротечное правление и ожидаемые смертушки маразматических правителей с объявлениями траура в подуставшей от стариков во власти стране.

читать дальше

Неопубликованное интервью

Предыстория

30 ноября 2010 года я ответил на вопросы журналиста газеты «Столица С» (Саранск). Первоначально считалось, что интервью будет опубликовано в ближайшую неделю. Затем газета попросила разрешения отсрочить публикацию до конца года. Затем — до 14 января. Потом на мои запросы про публикацию редакция просто перестала отвечать. Так как этим интервью я пытался определить «уровень свободы» в России, я считаю, что сумел его определить.

Юрий Фельштинский
3 февраля 2011 г. Бостон

1. Юрий Георгиевич, о чем ваш фильм «Покушение на Россию»? И почему вы решили его снять?

Наверное, правильнее начинать с книги «ФСБ взрывает Россию». Книга писалась в 2000—2001 году. Когда в целом каркас книги был готов, в работу включился Александр Литвиненко. Летом 2001 года в Загребе я передал рукопись книги для публикации в «Новой газете» Юрию Щекочихину, депутату Думы, председателю думского комитета по безопасности и заместителю главного редактора «НГ». В августе 2001 года спецвыпуск был опубликован. Затем в Нью-Йорке на русском и английском очень небольшим тиражом была издана вся книга. В 2002 году при моем активном участии французская группа документалистов, понимая, что фильм будет показан по НТВ, который тогда принадлежал Гусинскому, сделала по книге фильм. Как и книга, фильм был посвящен взрыву домов в России в сентябре 1999 года.

2. Почему премьера фильма так и не состоялась на НТВ? Не пропустила цензура?

До цензуры не дошло. НТВ у Гусинского отобрали еще до того, как мы закончили работу над фильмом, и отобрали не из-за фильма, а из мести, в порядке наказания за то, что Гусинский не поддерживал Путина во время избирательной кампании (а, наоборот, поддерживал блок Примакова — Лужкова, то есть играл против Путина). Поэтому, как только Путин получил реальную власть и стал и.о. президента, глава президентской администрации Александр Волошин (обещавший Гусинскому, что в случае победы Путина они отнимут у Гусинского НТВ), посадил Гусинского и отнял у Гусинского НТВ. Ну формально канал в конце концов у Гусинского был выкуплен за какие-то деньги. Но деньги для Волошина и Путина важны не были в данном случае. Важно было отобрать канал, и канал отняли. Тогда Борис Березовский, уже эмигрировавший к тому времени в Лондон, заявил, что покажет фильм на принадлежавшем ему канале ТВ-6. В ответ у Березовского стремительно отняли канал. У Березовского канал отняли быстро исключительно для того, чтобы он не смог показать фильм. И фильм действительно телевидением показан не был.
читать дальше