ОККУПАНТЫ

Я вот о чем. Знаете, у нас есть депутат Евгений Федоров, очень проницательный и отчаянный человек. Ничего не боясь, рискуя, может быть, даже собственной жизнью, утверждает, что наша страна, Российская федерация, вся от края до края оккупирована американцами. Американцы проникли в Госдуму, во все министерства, в правительство, в следственные органы и суды и не просто проникли, а составляют во всех этих структурах явное большинство, всем заправляют, выносят все самые главные решения. И среди простого народа тоже в большом количестве растворились. В одной только Москве триста тысяч – ой! — вооруженных американских агентов. Живут среди нас, делают вид, что такие же наши русские Вани. На работу ходят, по-русски лопочут не хуже нас с вами, а наступит час Х, переоденутся в свою оккупантскую форму, выйдут на наши улицы с оружием, и нам ничего не останется, как немедленно сдаться. Хотя мы и так уже сдались.

читать дальше

Врать не больно

Самым большим удивлением во всей нынешней ситуации для меня стало стремительное, нет, моментальное оскотинивание наших СМИ. Все, кто еще вчера хоть как-то пытался притворяться журналистом, сегодня лупят пропаганду — оголтелую, примитивную, злую.

Наше телевидение — как прорвавшийся гнойник, любимые мной когда-то «Газета» и «Лента» — стеклянноглазые пустые чучела прежних себя. Никакой журналистики в стране не осталось. Люди — обычные, вменяемые, казалось, — забыли обо всем и врут, врут, врут! Врут накрашенные телочки в «Вестях» и на «Первом», врут корреспонденты, врут по мелочи редакторы и врут по-крупному главные редакторы.

А как так у них, интересно, получается? Ведь вроде бы еще два месяца назад были люди как люди? Ведь все те, кто сегодня так отчаянно, так страстно врет, не могли же за месяц полностью переродиться.

читать дальше

Остановите фашизм

Давайте откровенно. Если бы в конце февраля 2014-го один человек по фамилии Путин сказал: okay, признаю ваше решение, Януковича вы свергли за дело, потому что он был кошмарным президентом, и теперь решайте сами на выборах, как вам дальше жить, – то вот вообще ничего из ныне происходящего в нашей стране не случилось бы.

Тысячи людей не обнаружили бы в себе вдруг непреодолимое желание федерализации. Тысячи людей не заучили бы ранее незнакомое им слово «легитимность». Тысячи людей не стали бы вдруг понимать, что ну не могут они прожить от завтрака до обеда и от ужина до завтрака без статуса государственного для русского языка и без новой конституционной реформы в Украине. Тысячи людей не плакали бы от счастья, наблюдая парад страстей в российских теленовостях.

Если бы всего лишь один человек по фамилии Путин не решил, что украинские дела – это его дела, нам бы сейчас не пришлось ловить террористов и хоронить десятки жертв противостояния.

Просто один человек.

Такое значение одного человека – это максимально яркая из возможных иллюстрация того, что такое принцип фюрера. Принцип вождя.

читать дальше

Пятоколонное

В последнее время я работала практически без выходных, успевая между тренингами и семинарами только переместиться в пространстве. Поэтому писать совсем не было ни сил, ни времени. Но думать иногда получалось. Например, в поезде.
Думать о том, о чем все сейчас думают.  Ну, вы понимаете, что же будет с Родиной и с нами.

Учитывая, что в ближайшие две недели с большой вероятностью произойдут события, после которых рефлексировать будет сложно, пожалуй, напишу, что надумалось, ни в коем случае не претендуя на истину хоть в какой инстанции.

1. Почему Россия не Украина.
Это очень просто. И там, и здесь — клептократия годами укрепляла свои позиции. И там, и здесь было хреново с правами, судами и честными выборами. Но у украинской клептократии было нечем делиться с населением. Происходило наглое обиралово, страна катилась к долговой яме, последней каплей стало, когда у людей сперли еще и надежду на будущее.
А у нашей всегда было, слава углеродам. И на социалку более-менее было, и на парки-скверы-набережные красивые, хотя бы в крупных городах, и церкви строить, и олимпиады-чемпионаты проводить.

Поэтому мы все, население, в доле. Да, некоторые тяжело живут, особенно вдали от крупных центров. Но тут не в абсолютных цифрах дело, а в соответствии уровня жизни и качества труда.
Вот по этому параметру в России почти всем переплачивают. Всем-всем, от работяг до хипстеров, я и себя не исключаю, никого.
Переплата может быть разной.
Для бизнеса это высокая норма прибыли — за те проценты, за которые впахивает европейский мелкий и средний бизнесмен, наш со стула не встанет.
Высокая цена услуг — сравните стоимость любой услуги, будь то зуб вылечить или подстричься, или учиться на платном месте в университете,  с европейской (аналогичного уровня). И почасовую оплату исполнителя, соответственно.
Частый вид переплаты — очень низкие профессиональные требования к квалификации и образованию. У нас кто угодно менеджер и руководитель, дизайнер и психолог, а уж кто у нас певец или журналист… Всем этим  мало что знающим и умеющим людям грандиозно переплачивают, ведь время и деньги на обучение и переобучение, а также мозги в голове и сформированные нормы и ценности — часть стоимости труда.
Или сама зарплата может быть невысокой, но и ответственности за ошибки почти никакой, в сравнении с мировой практикой — например, у врачей, учителей, я уж молчу про чиновников и полицию.
Да само наличие вполне приличного пакета социальных и трудовых гарантий в нашем случае — переплата, ибо в других странах они появились в результате долгой и упорной борьбы за каждый пункт, и эта борьба в любой момент чуть что — вспыхивает вновь, а мы за них палец о палец не ударили. Хорошо, если налоги платим.
Халява, короче.
Я знаю, что все сейчас обидятся, потому что мы привыкли думать, что живем хуже и беднее, чем в Европе — но дело в том, что работаем мы еще более хуже и безответственнее. В общем и среднем. Хотя одеваться стали более лучше.

Я уже писала когда-то о сути общественного договора Путина с народом под кодовым названием «стабильность»: вы нам не мешаете воровать и править, мы вам даем возможность сравнительно хорошо жить, не становясь ответственными и не впахивая по-взрослому.
Поэтому все наши Болотные были просто милым времяпрепровождением, за которое никто не хотел платить всерьез (но некоторым пришлось). Ведь по большому счету всех все устраивало, а кого не устраивало, проще было уехать, чем бороться непонятно как и за что. Даже профессиональным борцам с режимом, в общем, жилось неплохо: особо не гнобили, уровень жизни неплохой, самоуважение выше крыши, а не стань режима — еще неизвестно, нужны ли кому будут твои статьи про «кровавогоПутена».
Собственно, в этом и есть основная разница. Нас все устраивало в глубине души, а украинцев — не устраивало и в глубине тоже (кроме того же Крыма, где традиционно жили лучше, чем работали).  То, что украл Янукович — он украл прямо у людей, из рук вырвал. А наши — воруют у чего-то абстрактного, у страны в целом, у будущих поколений. И еще с нами немножко делятся.
Вот поэтому в Киеве случился Майдан, который поддержала почти вся Украина, словом и делом, а у нас «протест слили» и все такое. Это не единственная причина, конечно, в России и социальный капитал ниже, и виктимности больше, но это, мне кажется, самое главное отличие.

читать дальше

Антон Носик: 9 мая нас может ожидать ввод войск на Украину

Грозит ли Кремлю полная изоляция и что вообще происходит со страной Путина? Нашего гостя называют одним из отцов-основателей русскоязычного интернета — Рунета, он участник таких разработок, как «Рамблер» и Livejournal, в прошлом редактор самых крупных российских интернет-изданий. Недавний израильтянин, сегодня он живет в России — публицист, журналист и писатель Антон Носик.

Дина Марголина: Добрый вечер.

Антон Носик: Добрый вечер.

Дина Марголина: Антон, поскольку вы из России, начнем мы с России, хотя тем у нас много, очень. Вы постоянно наблюдаете и пишете обо всем, что происходит в России, но можно предположить, что делаете вы это с точки зрения израильтянина и вообще человека западного, либерального. Если суммировать все те метаморфозы, которые в последние, скажем, полтора-два года происходят на территории Российской Федерации, какие из них вы бы выделили как наиболее драматические?

Антон Носик: Ну, мне кажется, что весь реальный экшен, — мы могли этого не понимать еще в 2012–2013 годах, — настоящий экшен попер ровно сейчас, с середины февраля, когда после заявления Путина о том, что аннексия Крыма невозможна, последовала аннексия Крыма. И с этого момента события развиваются с такой невероятной быстротой, что все, что случалось до сих пор, оказалось довольно медленной и неторопливой прелюдией. Хотя более или менее было понятно, что все катится именно в эту точку, но сейчас уже просто конкретно сорваны все тормоза и состав несется на полном ходу куда-то в направлении Северной Кореи.

читать дальше