Семь вопросов о будущем российской экономики

Семь вопросов о будущем российской экономики

Финансист Вячеслав Рабинович написал: «Я очень уважаю Сергея Алексашенко как человека, как экономиста и как просвещенного космополита. Но мне кажется, его многомесячные прогнозы будущего экономики России очень сильно недооценивают масштабы бедствия, какими бы ни были его веские аргументы. Эти масштабы видны практикам финансового рынка, в том числе инвестиционным управляющим, трейдерам, инвестиционным банкирам в области корпоративных финансов, но иногда не полностью видны теоретикам-ботаникам от экономической науки. Я думаю, Сергей Алексашенко и сам скорректирует свои прогнозы. А вообще хотелось бы скрестить с ним шпаги в хорошем, дружеском и конструктивном споре».

Проект The Question решил дать возможность финансисту и экономисту «скрестить шпаги в споре» и ответить на пять вопросов о сценариях развития экономического кризиса.

 

Вы пишете, что российской экономике осталось не больше года. Что это означает?

Вячеслав Рабинович: Россия фактически отрезана от мирового рынка капитала: что в сфере долгового рынка, что в сфере рынка акционерного капитала. Компании не могут перекредитоваться по старым долгам, не могут взять новые кредиты для развития бизнеса. С начала этого года практически нет сделок по первоначальным публичным размещениям бумаг, нет сделок с прямыми инвестициями. Компании не могут привлечь капитал даже путем продажи своих акций. Вне зависимости от санкций все российские компании и активы стали «токсичными» для международных инвесторов. Никто в Россию не инвестирует и не будет инвестировать в обозримом будущем.

Это приведет к лавинообразному снижению прибыли у тех компаний, которые еще остаются прибыльными. Те, кто еле-еле дышит сейчас, в скором времени обанкротятся.

Девальвация рубля разорит большинство импортеров – многие из них тоже скорые банкроты. Параллельно с ними – их партнеры по всей цепочке: транспортные компании, логистические компании, ритейлеры, торговые сети и так далее. Это неполный перечень тех типов компаний, которые будут увольнять сотрудников.

Лавинообразная потеря рабочих мест приведет к лавинообразному снижению потребительского спроса, что приведет к еще большему витку снижения ВВП.

Сергей Алексашенко: Мне кажется, это упрощенное видение ситуации. Проблема закрытия внешних рынков, безусловно, имеется и играет свою роль. Но было бы неправильно все сводить к ней. Тем более что пока непонятны ни масштабы этой проблемы, ни то, насколько сильно закрытие западных рынков влияет на нынешнюю ситуацию в России.

Проблемы российской экономики стали проявляться гораздо раньше, уже в конце 2011 года, когда экономический рост стал тормозить. К 2013 году падение темпов роста стало заметно всем, но в дополнение к этому весной прошлого года платежный баланс потерял запас прочности – сальдо текущих операций упало до нуля, – а рост инвестиций по итогам года исчез окончательно. Отсутствие запаса прочности в платежном балансе всегда вызывало падение рубля, что и случилось в прошлом году. А отсутствие роста инвестиций останавливает рост у любого экономического субъекта.

Обе эти проблемы только набрали силу в текущем году. Хотя импорт адекватно отреагировал на ослабление рубля – снизился на 6,5% по итогам трех кварталов, – снижение цен на нефть может вывести сальдо текущих операций в состояние близкое к нулю в четвертом квартале (я уже не говорю об общем упадке духа в экономике в связи с падением нефтяных цен). А инвестиции в этом году вообще начали сокращаться, причины чего хорошо понятны – отсутствие защиты прав собственности.

Проблема российского корпоративного внешнего долга, на мой взгляд, немного (а может, и сильно) переоценивается. Посмотрите, за третий квартал корпоративный долг, по данным Центробанка, сократился на $40 млрд, притом что ЦБ совсем не продавал валюту, а сальдо СТО составило $11 млрд, то есть $30-миллиардный долг погасился каким-то непонятным образом. Сама по себе эта задолженность может привести к весьма тяжелым последствиям, но не к катастрофе. В конце концов, дефолт российского эмитента по еврооблигациям либо приведет к переговорам о реструктуризации долга, либо запустит судебные механизмы, плоды которых нужно будет попытаться реализовать в России. Чего нынешний режим, конечно, не допустит.

читать дальше

Сотрудникам госкомпаний рекомендовали отказаться от поездок за рубеж

Запрет на путешествие за границу может распространиться на менеджеров госкомпаний, попавших под санкции США и Евросоюза. Пока ограничения носят негласный характер, однако сотрудники ряда структур уже начали массово отказываться от забронированных поездок, сообщает в понедельник, 27 октября, «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в турфирмах.

В большинстве случаев сотрудники госкомпаний, как пишет издание, решают провести отпуск в России, «чтобы не раздражать невыездное начальство». В частности, от поездок за рубеж начали массово отказываться сотрудники РЖД, чей президент Владимир Якунин оказался в черном списке США и ЕС.

Также не выезжать в западные страны рекомендовали менеджерам как минимум двух энергокомпаний, работающим с гостайной, выяснил «Коммерсантъ». В одной из компаний, название которой издание не раскрывает, запрет коснулся топ-менеджеров. Для поездок в страны, которые наложили санкции на РФ, требуется разрешение, хотя путешествия в Турцию или Египет никак не ограничиваются.

читать дальше

Между Германией и Россией может разгореться большой скандал


Берлин, 25 октября (Новый Регион, Сани Клейн) – Если Россия не заплатит 50 миллиардов долларов, решение Гаагского третейского суда будут исполнять принудительно. DW выясняла, какое имущество могут описать немецкие приставы.

Представим себе такую ситуацию: «Газпром» после двух лет согласований к концу 2014 года завершает обмен активами с немецкой компанией Wintershall и становится, среди прочего, стопроцентным хозяином крупнейшего в Западной Европе подземного газохранилища «Реден» со всем его содержимым. А в 2015 году вдруг приходят немецкие судебные приставы и накладывают арест на имущество российского государственного концерна. Der Spiegel предрекает эскалацию конфликта с Россией. Бред? Нет, такой сюжет представляется не таким уж и фантастическим. Новые западные санкции? Тоже нет! Опись заграничного имущества грозит РФ вовсе не из-за аннексии Крыма и конфликта вокруг Украины, а из-за того, что российское государство в свое время экспроприировало активы у акционеров нефтяной компании ЮКОС и теперь должно выплатить им компенсацию в размере 50 миллиардов долларов. Таково решение Гаагского третейского суда, опубликованное 28 июля 2014 года после длившегося 9 лет судебного разбирательства.

«В ближайшие недели мы начнем ходатайствовать перед немецкими судами об исполнении этого решения», — сообщил журналу Der Spiegel британский адвокат истцов Тим Осборн. И добавил, что то же самое будет сделано в США, Великобритании, Нидерландах и Франции. «Таким образом, новый виток дипломатической эскалации в конфликте с Россией могут раскрутить немецкие судьи», — отмечает издание в номере, вышедшем 20 октября.

Впрочем, конфликтных ситуаций можно избежать, если Россия признает вердикт третейского суда и заплатит требуемую сумму (приговор пока не является окончательным — Россия еще может подать на отмену).

«Вообще-то правовые государства именно так и поступают. Даже Венесуэла, имидж которой с юридической точки зрения не самый лучший, добровольно соглашается платить», — напомнила в беседе с DW Сабине Конрад (Sabine Konrad), партнер международной юридической фирмы McDermott Will & Emery во Франкфурте-на-Майне.

читать дальше