Забудьте про 84%-ное большинство

Политолог Александр Шмелев о том, что важно лишь число тех, кто готов тратить время, средства и силы ради будущего страны

  • Александр Шмелев

С 2012 г. число бойцов ОМОНа выросло в 2 раза
Е. Разумный / Ведомости

Главный успех отечественной госпропаганды последних лет – это не мифы о «России, вставшей с колен», «фашистском перевороте в Киеве» или «ополченцах, спасающих русский язык», но легенда о существовании политически значимого «84%-ного большинства», якобы поддерживающего действующую власть, агрессию против Украины, запретительные законы, конфронтацию с Западом и т. д. В отличие от других мифов, в этот поверила не только традиционно доверчивая телеаудитория, но и многие критически настроенные и умеющие отделять зерна от плевел граждане. А поверив, опустили руки: как противостоять такой массе народа? Есть ли смысл бороться за перемены, если нашим согражданам настолько нравится статус-кво? Абсолютное большинство деморализует абсолютно. Неудивительно, что настроения среди проевропейски настроенных граждан России в последнее время крайне пессимистичны и депрессивны.

Однако реальных оснований для депрессии нет. Никакого «84%-ного большинства» как политического субъекта в России не существует. Единственное, в чем это большинство проявляется, – в ответах на вопросы соцслужб. На выборах 2014 г. ни в одном из регионов мы не видели толп, радостно ломившихся на участки, чтобы выразить поддержку действующей власти. С начала «русской весны» на улицах наших городов не состоялось ни одного многолюдного добровольного митинга, шествия, демонстрации в поддержку Путина или «Новороссии». Все мероприятия подобного рода собирали мизерное число участников или организовывались с помощью административного ресурса и денежных вознаграждений. При этом проходившие в Москве «марши мира» оказывались гораздо более многолюдными и не наталкивались ни на какую агрессию со стороны жителей города. А маленькие группки людей, пытавшиеся их сорвать, выглядели довольно комично как раз из-за своей маргинальности.

читать дальше

Россияне стали меньше есть — Рост цен и падение реальных зарплат сокращают потребление

Россия больше чем на треть сократила закупки из стран дальнего зарубежья, ввоз продовольствия снизился еще сильнее. Освободившееся место должны были занять «отечественные производители», но рост внутреннего производства составляет лишь несколько процентов. Рост цен вынуждает россиян экономить на еде и товарах первой необходимости.

Федеральная таможенная служба (ФТС) выдала первую порцию статистической информации за первый квартал 2015 года. Из-за девальвации рубля ожидаемо провалился импорт из стран дальнего зарубежья. Он составил $37,862 млрд, что на 35,6% меньше показателя января — марта 2014 года.

Из-за введенного Россией продуктового эмбарго в отношении стран ЕС, США и их союзников ожидаемо быстрыми темпами падает импорт продовольствия. В марте из стран дальнего зарубежья в страну было ввезено на 38,8% (в стоимостном выражении) меньше продовольственных товаров, чем в марте 2014 года.

Не покупаем

Больше всего упал импорт молочных продуктов — сокращение в 5,1 раза (до $47,1 млн).

В 2,2 раза меньше ввезли рыбы ($96 млн). Закупки мяса и субпродуктов упали в 1,9 раза ($156,3 млн), овощей — на 38,7% ($227,2 млн), сахара — на 36,8% ($51,8 млн), фруктов — на 36,7% ($330,2 млн), растительного масла — на 17,3% ($91,2 млн).

Физический объем импорта также падает. В январе — феврале физические объемы поставок сократились по сравнению с январем — февралем 2014 года на 28,7%.

Конечно, из дальнего зарубежья меньше стали везти и других товаров — машин и оборудования, химической продукции, текстильных изделий и пр.

Физический объем импорта легковых автомобилей упал за январь — февраль на 44,9%, грузовых — на 65%.

При этом товарная структура импорта в целом сохраняет свою конфигурацию — основная часть приходится на машины и оборудование (46,9% от стоимостного объема импорта), затем следует продукция химпрома (17,8%) и продовольствие (14%).

Торговля со странами СНГ и Евразийского экономического союза также падает. Так, физические объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с январем — февралем 2014 года сократились на 22,2%, в том числе: мяса свежего и мороженого — на 5,6%, молока — на 22,6%, сливочного масла — на 26,6%, сыров и творога — на 2,6%.

читать дальше