Воздушно-космические пираты

Военный самолет, не имеющий опознавательных знаков ВВС, ввиду чего принадлежность его невозможно определить, не реагируя на запросы по радио и не используя специальный для военной авиации отличительный позывной в радиопереговорах, вторгся в воздушное пространство Турции, которая реализуя право на самооборону его сбила. При этом турецкие власти руководствовались ст. 51 Устава ООН, которая содержит следующую норму: «В случаях вооруженного нападения на члена Организации Объединенных Наций допускается осуществление права на индивидуальную или коллективную самооборону».

Вторжением военного самолета в воздушное пространство Турции были нарушены положения ратифицированной Россией Чикагской конвенции 1944 года, ст. 3 которой гласит: «никакое государственное воздушное судно Договаривающегося государства не производит полета над территорией другого государства и не совершает на ней посадки, кроме как с разрешения, предоставляемого специальным соглашением или иным образом, и в соответствии с его условиям». Одновременно были нарушены положения Воздушного кодекса РФ статьи 33 (Государственная регистрация и государственный учет воздушных судов), где содержится норма, предписывающая обязательный порядок регистрации всех государственных (военных) воздушных судов. Причем ст. 34 Воздушного кодекса РФ (Обозначения наносимые на воздушные суда) прямо предписывает иметь соответствующую маркировку: «На государственные воздушные суда наносятся знаки государственной принадлежности и учетные опознавательные знаки. 2) на воздушные суда государственной авиации, используемые для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной служб, а также для выполнения мобилизационно-оборонных задач, — знаки государственной принадлежности, установленные Правительством Российской Федерации». Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2010 г. № 127 «О знаках государственной принадлежности на воздушных судах государственной авиации» в качестве обязательной маркировки государственных (военных) воздушных судов утверждены: «изображение пятилучевой звезды».

Тяжкие последствия данного инцидента являются следствием отдания преступных приказов ответственными должностными лицами министерства обороны РФ, осуществляющими руководство группировкой российских воздушно-космических войск в Сирии. Налицо все признаки преступления, предусмотренные статьей 293 УК РФ (Халатность), то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, и статьей 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), то есть использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, выразившиеся в отдании приказа о снятии с военных воздушных судов, используемых в операции в Сирии, обязательных опознавательных знаков, запрета на использование позывных, принятых в российской военной авиации, ответов на запросы и предупреждения представителей турецких ВВС, что привело к невозможности идентификации СУ-24 как российского и принятия решения об уничтожении самолета.

Будем с коллегами обращаться в Главную военную прокуратору для возбуждения уголовного дело по ст. 285, 293 УК РФ в отношении тех, кто отдал приказ, противоречащий положениям Воздушного кодекса РФ, приведший к тяжким последствиям. Позже выложу текст поданного заявления. Виновные в отдании преступного приказа должны понести ответственность.

Воздушно-космические пираты

В Мадриде

«В Мадриде прошла торжественная церемония, посвященная принятию закона, позволяющего потомкам евреев, изгнанных из Испании более 500 лет назад, получить испанское гражданство.

Король Испании Филипп VI, выступая на этой церемонии перед представителями еврейских организаций, подчеркнул, что для евреев-сефардов, живших когда-то на Пиренейском полуострове, Испания снова стала домом.

Испанский министр юстиции Рафаэль Катала сообщил, что с момента вступления закона в силу 1 октября в его ведомство поступило около 600 заявлений о получении гражданства и свыше 10 тысяч запросов информации на эту тему.

Процесс изгнания евреев из двух испанских королевств – Кастилии и Арагона – начался в 1492 году, когда был принят королевский указ (Альгамбрский эдикт) об изгнании евреев, отказавшихся принять христианство.
Королевским указом, вышедшим в марте 1492 года, евреям был дан срок покинуть страну до конца июля, им было запрещено не только возвращаться в Испанию, но даже проезжать через испанские земли под страхом смерти и конфискации имущества.

Этот эдикт был первым в истории Испании законом, изгонявшим из страны целый народ, живший здесь на протяжении полутора тысячелетий.
Многие евреи под нажимом властей приняли католическую веру, однако продолжали находиться под присмотром инквизиции.
В октябре этого года Испания предоставила гражданство 4302 потомкам евреев, покинувших страну после принятия Альгамбрского эдикта, а также бежавших от испанской инквизиции, уничтожившей большое число евреев».

ПРОДУКТОВЫЕ САНКЦИИ РФ ПРОТИВ ТУРЦИИ «БУДУТ, НО НЕ СЕЙЧАС»

ОГРАНИЧЕНИЯ БУДУТ ОГРАНИЧЕНЫ — ДО ПРАЗДНИКОВ

Гадство! Наши власти точно — уже ничего не могут!

Даже толком напакостить собственному народу.

А уж туркам насолить — ну никак!

РБК сообщает, что «правительство ограничит санкции против Турции из-за праздников».

ОГРАНИЧАТ САНКЦИИ, Карл!!!

Ограничат, как пишут, в основном, ограничения против турецкой еды.

Потому что Новый год.

Потому что публика может не понять политики партии и правительства, собравшись за полупустыми столами.

А какой был замах! И — сдулись.

Перестал кипеть наш разум возмущенный.

…До Нового года будем считать турецкую еду — как бы индонезийской или парагвайской.

А там — как пойдет. Может, и до Старого нового года. И до 8 марта. Праздников-то у нас в России — больше, чем будней!.

Да и Эрдоган, если не присматриваться и не придираться — практически, науровец. Или удмурт.

Так что — с Новым Годом, вас, турецко-индонезийско-наурские друзья!

«..:Ждем не дождемся, когда же ты снова пришлешь к нашему ужину — дюжину новых и сладких калош!»

Дмитрий Шагиахметов

Если поглядеть на нас просто

Если поглядеть на нас просто, по-житейски, мы находимся в положении пассажиров, попавших в крушение в длинном железнодорожном туннеле, и притом в таком месте, где уже не видно света начала, а свет конца настолько слаб, что взгляд то и дело ищет его и снова теряет, и даже в существовании начала и конца нельзя быть уверенным. А вокруг себя, то ли от смятения чувств, то ли от их обострения, мы видим одних только чудищ, да еще, в зависимости от настроения и от раны, захватывающую или утомительную игру, точно в калейдоскопе. «Что мне делать?» или «Зачем мне это делать?» не спрашивают в этих местах.

Франц Кафка. «Железнодорожные пассажиры», перевод Соломона Апта

Самолет с обиженным экипажем

Я даже не буду подсчитывать экономический ущерб, который нанесут новые санкции и ограничения, причем, прежде всего, самой России. Проблемы, с которыми столкнется Турция, меня, право, не очень интересуют… Я остановлюсь на трех других обстоятельствах, прямо свидетельствующих о том, что в Москве при принятии решений отсутствует как банальная логика, так и очевидное просчитывание практически неизбежных последствий.

Начну с логики. Можно долго рассуждать о том, насколько оправданны язык и политика санкций в современном мире, но дело даже не этом. Стоит, на мой взгляд, для начала оценить, что такое санкции. Санкции в их самом простом смысле означают отказ предоставлять той или иной стране услуги и товары государством, которое вводит санкции.

Возможность не вступать в определенные отношения с другой державой является суверенным правом любого государства.

Именно этим пользовались многие страны мира, когда вводили санкции против ЮАР, Ирана, Югославии, Кубы, недавно — России. Критиковать такой режим можно, но не признавать его де-факто широко применяющимся — нельзя. И я бы вполне понял, если бы Россия на те или иные санкции отвечала симметрично: например, в ответ на ограничение финансирования со стороны ЕС и США запретила бы экспорт в эти страны нефти и газа.

Однако Кремль нашел иной ответ — запретить ввоз определенных товаров из «проштрафившихся» стран. Ответ, мягко говоря, странный. Сейчас же случилось и вовсе немыслимое: Россия ограничила импорт из Турции, запретила приезд турецким рабочим, видимо, начнет прессинговать турецкие компании, работающие в стране, причем не в ответ на санкции, а по причине вооруженного инцидента.

Российские граждане и частный бизнес понесут основные потери, в стране разгонится инфляция, но при этом «Газпром», вероятно, как ни в чем не бывало продолжит снабжать врага топливом.

Почему все наши санкции направлены только против россиян, а не против наших обидчиков? Но и это не главный вопрос. Интереснее другое: наши лидеры действительно считают, что найдутся в мире такие смелые бизнесмены, которые будут налаживать с Россией инвестиционные и торговые связи, когда страна ведет себя подобным образом.

Где предел нашей реакции? Вдруг мы завтра разорвем отношения с Германией только потому, что канцлер скажет что-то обидное. Или с Китаем, потому что в Академии общественных наук при ЦК КПК снова выйдет учебник истории, где на картах немаленькая часть российской территории названа китайской, а Крым по-прежнему считается украинским. Понимаем ли мы, что последние шаги по-настоящему делают Россию экономическим изгоем.

Но если с логикой у нас никогда не было хорошо, то почему не подумать о последствиях. Например, о двух самых очевидных.

Итак, на прошлой неделе турки сбивают вошедший в воздушное пространство их страны, как они утверждают, русский бомбардировщик. Двое военных — пилот и морской пехотинец из пришедшей на выручку группы — гибнут от огня… не турок, а поддерживаемых Турцией боевиков, находящихся на территории соседнего государства. Ответ известен — санкции, разрыв коммерческих отношений, явные факты преследования турецких граждан в России.

Отмотаем время на год назад и применим ту же логику. По версии, в которой практически уверены на Западе, 193 гражданина Нидерландов убиты выстрелом по гражданскому самолету (не бомбардировщику) из произведенной в России зенитной установки сепаратистами, поддерживаемыми Москвой.

Что было бы, введи голландцы против России санкции?

Была бы остановлена деятельность крупнейших трейдеров российских нефти и газа в Европе — Gunvor, структур «ЛУКойла» и «Сургутнефтегаза» (в 2013 году Нидерланды были важнейшим направлением российского экспорта, на них пришлось 13% его общего объема, причем экспорт превышал импорт в… 12 раз), блокированы счета Gazprom EP International B.V. и других компаний, встали бы рaсчеты российских банков в евро, осуществляемые через ING или ABM Amro.

Я понимаю, что жизнь каждого человека бесценна, и потому сравнивать число погибших не вполне корректно, но если допустить принцип равенства, то у Нидерландов поступить так с Россией было в 96,5 раза больше оснований, чем у России с Турцией. Но голландцы так не поступили, а начали и продолжают детальное расследование инцидента, находясь в рамках правового поля. И поэтому в Голландии на душу населения приходится $38,7 тыс. прямых иностранных инвестиций, тогда как в России — $3,6 тыс., половина из которых составляют деньги наших же чиновников и олигархов, предварительно отмытые на Кипре, Виргинских островах или в других офшорных юрисдикциях.

читать дальше

Ешьте сами

Судя по комментариям из Кремля, санкции против Турции пока не затронут промышленные товары, а введение продуктового эмбарго может быть отсрочено на несколько недель, чтобы российские ритейлеры смогли переориентироваться. Впрочем, попытки смягчить удар по отечественной, болезненно зависимой от импорта экономике лишь подчеркивают то, что санкции вроде запрета чужой еды и одежды скорее показатель экономической слабости страны, а не ее силы.

Президент России, не дожидаясь разных встреч на высшем уровне в Париже, подписал указ о специальных экономических мерах в отношении Турции: в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов и граждан «от преступных и иных противоправных действий».

Большинство санкций не прямого, а отложенного действия. Теоретически это дает возможность России сильно скорректировать меры или даже дать «задний ход».

Но в реальности «задний» ход едва ли возможен.

Гарантий, что Турция не будет трогать российские самолеты, где бы они ни летали в районе сирийско-турецкой границы, Эрдоган явно не даст. А российские санкции дают ему точно такой же пропагандистский козырь внутри страны, какой дали нашему президенту внутри России антироссийские санкции Запада, введенные более года назад.

И действуют они до сих пор, создавая проблемы прежде всего самой российской экономике. Но даже в рамках потепления отношений с рядом западных стран Москва не пошла пока на отмену санкций в одностороннем порядке. Вообще отыгрывание назад чего бы ни было у нас считается политической слабостью, как и любой компромисс с кем бы то ни было.

Политическая логика действий более или менее понятна: вести полноценную войну возле границ с Турцией, страной — членом НАТО, имеющей определенное военное превосходство над Россией, мы, скорее всего, все-таки не готовы. А вообще не реагировать на сбитый российский бомбардировщик, да еще при официальном отказе Турции принести извинения, Россия уже не может.

Однако та реакция, на которую мы способны, мягко говоря, не слишком выгодна нам самим.

Разрыв отношений с Турцией определенно будет тяжелым. Страна занимает шестое место среди главных торговых партнеров России, при этом на нее приходится почти 5% всего российского экспорта.

 

Скажется на россиянах и запрет на импорт из Турции, основная доля которого приходится на продовольствие и сельхозсырье (33,2% по итогам января — июля этого года), машины, оборудование и транспортные средства (23,4%), текстиль и обувь (17,6%). Так что если нефть и газ Анкара в случае чего сможет быстро достать у стран Ближнего Востока или на мировом рынке, то вот россияне закупить новую одежду, обувь и бытовую технику на фондовом рынке точно не смогут.

Впрочем, главным ударом по туркам, конечно же, станет сектор туризма. Россия уверенно занимает второе место после Германии по количеству туристов на турецких курортах, и для Анкары потеря 3,3 млн россиян обернется весьма серьезной дырой в доходах. Впрочем, такой запрет хоть и является самым рациональным и продуманным из всех принятых российскими властями, однако все равно рикошетом ударит по своим согражданам, которые из-за банкротства «Трансаэро» и запрета отдыха в Египте, а теперь еще и Турции уже точно встретят Новый год дома с салатом оливье под «Голубой огонек».

У нас уже есть печальный опыт продовольственных контрсанкций против стран ЕС. Наши пропагандисты много рассказывали публике, как больно мы сделали польским производителям яблок и какими невеселыми из-за наших санкций стали веселые европейские молочники. Однако за год они нашли другие рынки сбыта и даже нарастили экспорт продукции, к тому же добившись почти нулевой инфляции в Еврозоне. А мы в России остались с сокращенным ассортиментом и двузначным годовым ростом цен. Те же яблоки, в частности, подорожали почти вдвое.

 

читать дальше