На поле танки грохотали

Ура-патриотическое мировоззрение зиждется на базисах девятнадцатого века. Ну, в лучших случаях, первой половины двадцатого. Крымнаш — это же абсолютно из Империи. Османские войны и все такое.
Из это же серии и все «радиоактивный пепел», «Искандеры», корабельные ракеты «Калибр» и испытания модифицированного «Тополя», способного пробить любую ПРО.
Типичное высказывание носителя имперского мышления — «если Америка будет с нами воевать».
Ребят. А хотите открою тайну?
Проблема в том, что вы живете в девятнадцатом веке.
А Америка — в двадцать первом.
Так вот.

читать дальше

Марк Солонин: Приговор уже зачитан, но приговорённый ещё не понял

«Фонтанка» вместе со своими экспертами начинает подводить итоги 2015 года и даёт прогнозы на будущее. Большой разговор начинает историк, публицист Марк Солонин.
Марк Солонин: Приговор уже зачитан, но приговорённый ещё не понял

Разным людям «Фонтанка» задала один и тот же вопрос: какое событие 2015 года, по их мнению, в наибольшей степени определит наше будущее. Ответы нам давали очень разные. Серию новогодних интервью открывает Марк Солонин.

— Марк, какое событие 2015 года вы бы назвали главным?

– В 2015 году для всех россиян произошло одно грандиозное событие. Его масштаб огромен, мы его ещё не до конца осознали. Потому что ещё не до конца ощутили последствия этого события. Но считаю, что масштаб этого события действительно очень велик. Через несколько лет, когда мы будем оглядываться на это время, оно затмит всё остальное. Все события – и значимые, и трагические, какие в этом году привлекали всеобщее внимание.

— Господи, да что ж у нас такое произошло?

– Этим главным событием 2015 года был взрыв «пузыря» нефтегазовых цен. Этот пузырь, который надулся в 2004-2005 году, который, по моим ожиданиям, должен был лопнуть гораздо раньше, всё-таки лопнул. Тридцать шесть и две десятых! И это не температура тела российской экономики. Это 36,2 доллара за баррель. Вот это и есть главное событие 2015 года. Нефтяной пузырь лопнул. И теперь я это констатирую.

— Как-то вы это очень спокойно констатируете.

– На протяжении нескольких лет я имел удовольствие общаться с людьми, которые считаются серьёзными экономическими экспертами. И всем задавал один и тот же вопрос: как может быть такое, что совокупное потребление нефти в мире с 2004 по 2008 год выросло на 17 процентов, а цены выросли в 4,5 раза? Если это не чисто спекулятивный пузырь, то что это? На что доктора и академики начинали мне говорить про растущую экономику Китая, про экономику Индии и Бразилии… Всё замечательно. Но 17 процентов. Это конкретная цифра.

— Почему вы решили, что здесь должна быть линейная зависимость?

– Конечно, зависимость спроса и цен не линейная. Но цифры должны оставаться в каком-то соответствии. Я уж не говорю про то, что потребление выросло, как я уже сказал, на 17 процентов, а давно и успешно введённые в эксплуатацию месторождения в Саудовской Аравии качают 60% от своих возможностей. То есть увеличить добычу в полтора раза Саудовская Аравия может одним поворотом рычажка регулятора на качалке. И нет ни малейших проблем с тем, чтобы компенсировать 17-процентный рост потребления. Да, никакой линейности нет. Но если по рынку ходят шесть покупателей картошки, а потом появился седьмой, это, конечно, вызовет некоторый рост цен, но не в 4 же раза. И вот теперь пузырь лопнул. Российскую экономику ждёт грандиозный обвал.

— Можно подумать, что вас это не пугает и не огорчает.

– Я всего лишь констатирую, что мои прогнозы оказались верными. И теперь цена нефти вернулась к своему нормальному состоянию. Обратите внимание на недавнее заявление гендиректора «Газпромнефти» господина Дюкова: он назвал себестоимость российской нефти – 15 долларов за баррель. Это официальное заявление, и я его моментально скопировал. То есть мы пришли к положению, когда нефтяные монополисты продают свой товар по цене всего лишь в 2 раза выше себестоимости. А раньше они продавали его в 10 раз выше себестоимости.

читать дальше