Мечты не сбываются

Владислав Иноземцев о том, что мы хотели свершить за последние 25 лет и что из этого получилось

России как независимому государству уже четверть века. Это большой срок, в который зачастую умещались драматические исторические события. В этот отрезок времени вписались вся Французская революция и эпоха Наполеона, за такой же срок Европа закончила Первую мировую войну и начала Вторую, Китай превратился из глобального захолустья в крупнейшего в мире экспортера, а Apple и Microsoft — из маленьких групп энтузиастов в самые дорогие корпорации мира.

Россия же, хотя и изменилась довольно сильно, все же остается в целом той же страной, какой мы знали ее четверть века назад. Что мы хотели свершить за эти годы и что у нас не получилось? Этот вопрос редакции показался мне очень интересным, и я попытаюсь ответить на него по нескольким направлениям.

Прежде всего, следует отметить, что

у России не получилось реализовать ни одну из экономических «мечт», к которым она стремилась.

В 1990-е годы в качестве цели провозглашалось формирование «нормальной» рыночной и конкурентной экономики (в 2005-м американский профессор А. Шлейфер даже издал книгу «А Normal Country: Russia After Communism»). Сегодня, когда монополии плодятся каждый день, а основными экономическими ньюсмейкерами выступают представители силовых структур, о «нормальности» никто уже не вспоминает.

В 2003 году президент Путин объявил следующий экономический лозунг — знаменитое «удвоение ВВП» к 2013 году. Пик был отмечен лишь в 2014-м, и то на уровне не 200%, а 163% от уровня 2003-го. В 2006 году он же провозгласил лозунг «энергетической сверхдержавы», но и эта цель вспоминается сегодня с улыбкой: если в 1990 году РСФСР обеспечивала 16,2% мировой добычи нефти и 29,7% — газа, то в результате беспримерных усилий последних лет сейчас ее доля составляет соответственно 12,6 и 16,7%.

В 2008-м, как мы помним, была объявлена модернизация и переход к высокотехнологичной экономике; сейчас, когда Россия полностью зависит от импорта не только компьютеров и оргтехники, но даже расходных материалов к ним, а в городах не хватает вакцин от гриппа, о модернизации (а также лидерстве в производстве софта и фармацевтических товаров как ее части) давно забыто. Что характерно, с тех пор амбициозных экономических целей больше не выдвигалось (власть стала если не более умелой и опытной, то хотя бы более адекватной).

Провалив все намеченное, мы логично впали в хозяйственную стагнацию, которая может затянуться на годы.

С более частными задачами получалось ненамного лучше. В большинстве быстроразвивающихся стран движителем экономического роста является промышленность — сначала менее, а потом более высокотехнологичная. Россия оказалась единственной страной, «выпавшей» из этого тренда. За годы в стране не построено почти ни одного нового предприятия (за исключением разве что автомобильных заводов иностранных компаний).

Мы производим сейчас меньше промышленной продукции, чем во времена РСФСР, по отдельным позициям в 2,5–200 (!) раз.

Отрасли промышленности, определяющие облик современной экономики (разработка и производство компьютеров и оргтехники, средств связи и коммуникации, лекарств и медицинского оборудования и даже конкурентоспособное машиностроение), у нас почти полностью отсутствуют — страна не производит даже собственного инсулина, лишь разливая привозной на заводе в Орловской области. В результате Россия не только не преодолела зависимость от нефти и газа, но и углубила ее: энергоресурсы, составлявшие 26,2% экспорта в 1989 году, расширили долю до 39,7% в 1999-м и 69,5% — в 2014 году.

Как правильно любить Путина

Один футболист выразил свои чувства неподобающим образом — и поплатился за это. Чтобы не повторить его ошибку, следует соблюдать ритуал.


Всегда думайте о том, что он выиграет от вашей любви © Фото с сайта kremlin.ru

Игрок «Локомотива» Дмитрий Тарасов любил Владимира Путина искренней и чистой любовью. Выразилась она, в частности, в том, что Тарасов показал после матча на турецком стадионе футболку с изображением российского президента. По всей видимости, так он надеялся внести личный вклад в борьбу с агрессором, коварно сбившим российский самолет над Сирией.

Агрессор, правда, не испугался грозного лика Путина. А «Локомотив» оштрафовал «несостоявшегося героя» на 300 тысяч евро, поскольку и сам клуб неминуемо будет оштрафован (согласно нормам УЕФА) на довольно крупную сумму. Понятно, что руководство «Локомотива» проконсультировалось в соответствующих инстанциях насчет того, можно ли наказывать игроков за выражение любви к президенту. И, посоветовавшись, впаяло Тарасову штраф. Впрочем, поскольку 300 тысяч евро, которые наш рядовой болельщик не видит даже во сне, для Тарасова соответствуют примерно полуторамесячной зарплате, игрок, скорее всего, быстро утешится и будет обожать Путина дальше. Ему, прямо скажем, есть за что любить Родину и ее президента.

Но в целом неразделенная любовь к главе государства становится проблемой: только встанешь с колен — получишь по шее. История с Тарасовым — это уже не первый и явно не самый печальный случай неправильного проявления чувств к национальному лидеру. В свое время жители Донбасса, решив беззаветно полюбить Путина, проголосовали на референдуме за выход региона из состава Украины. С тех пор Донбасс стал зоной перманентной катастрофы. Путин почему-то не полюбил его столь же сильно, как Крым, и, соответственно, не выпустил на донбасские поля такого количества зеленых человечков, какое могло бы предотвратить гражданскую войну.

В Нижегородской области давно уже действует религиозная секта поклонников Путина. Молятся перед его портретом. Казалось бы, всем им если не царствие небесное, то хотя бы крупные посты в РПЦ причитаются. Но нет — не вымолили себе бедолаги ни дотации, ни канонизации.

Правильно любить Владимира Владимировича Путина надо не только сердцем, но и головой. И для того, чтобы преуспеть на этом поприще, следует принимать во внимание ряд простых рекомендаций.

читать дальше