Стремительно меняющийся мир. Новые вызовы для ресурсных экономик

Не так давно я написал пост о Китае. Все помнят шокирующую новость, что в начале 2016 ВВП китайской провинции Гуандун превысил ВВП России, достигнув $1,2 трлн, благодаря индустриальному буму. С нее и начнем. Почему бы не начать путь в шокирующее будущее с шокирующего настоящего?
В этой провинции располагается город Дунгуань. Он стал эпицентром китайского экспортного бума. Почти все из 8 миллионного населения не являются коренными жителями а приехали откуда–то. Но город серьезно пострадал от кризиса 2008. Новый бич населения — перенос производств в более бедные страны, такие как Вьетнам, а так же роботизация. Понимаю что для рядового обывателя это звучит странно. Ведь в Китае делается вообще все и там дешевая рабочая сила. Так? Так да не так… время летит, дорогой читатель а наши представления о поднебесной отстают. Ведь все самое интересное и актуальное печатается на английском, лишь толика этого переводится на русский и то с запозданием. Потому обыватель, как правило носит в голове давно устаревшие стереотипы.
Провинция Гуандун — фабрика мира. Город Дуньгуань (Dongguan) в центре
Провинция Гуандун — фабрика мира. Город Дуньгуань (Dongguan) в центре
Город Дунгуань находится в дельте реки Чжуцзян — самом большом урбанизированном регионе мира согласно отчету World Bank, где проживает 42 млн человек. До кризиса, если вы покупали например iPhone или кроссовки Nike, то вероятно они к вам пришли из провинции Гуандун. Половина телефонов и 80% микроволновок с надписью made in china, делаются именно там. Но времена дешевой рабочей силы и земли уходят в небытие и местные предприятия соревнуются в гонке по обновлению или перемещению.

Согласно 2016 China Business Climate Survey, 2015 год был трудным для бизнеса в Китае. Количество компаний, назвавших свой бизнес прибыльным, упало в 2015 до 64% — это низший уровень за последние 5 лет. Больше половины сказали, что растущая стоимость труда является наибольшей проблемой для их бизнеса. Ведь взрывной рост Китая подпитывался предложением дешевой рабочей силы. По закону спроса и предложения, когда предложение начало тормозится, начала расти ее цена, что начало бить по компаниям–производителям. Да, предложение рабочей силы в Китае начало сокращаться, как видно на графике ниже. Китай обогнал по средней зарплате Россию. В 2015 средний китаец получал 790$ в месяц. За десятилетие благосостояние среднего китайца выросло в два раза, при этом темпы роста экономики Китая в два раза упали, с 12% в 2006 до около 6% в 2016.