Жизнь в России год спустя, взгляд со стороны

Ровно раз в год я приезжаю на две недели в гости в Россию и так на протяжении многих лет. Нет, периодически прилетаю и чаще, на пару-тройку дней по работе в Калининград, или неожиданно на день в Новосибирск. Но вот так, чтобы погрузиться целиком в обычный быт, ходить в магазины за продуктами, решать какие-то вопросы — лишь раз в год на две недели в Екатеринбурге. Часто мне задают вопрос, как на мой взгляд поменялась ситуация в России? Когда ты постоянно в стране, то взгляд неизбежно «замыливается», ты привыкаешь к положению дел и контрасты не замечаешь. Итак —

Супермаркеты и продукты

За два года кризиса сильнейшие изменения к худшему. Оставим набившие оскомину игры в «импортозамещение» и связанные с ним исчезновения с полок магазинов нормальных сыров, многих видов рыбы, значительного числа фруктов. Не будем также говорить о том, что замещения как такового не произошло, поскольку на смену качественным продуктам пришел в массе своей «отстой», причем по ценам более высоким, чем было. Россияне в массе своей прекратили покупать рыбу; свежая сёмга стала деликатесом даже для среднего класса. Немудрено — из Норвегии завозить прекратили, а своих мощностей не хватает. В Екатеринбурге в июле 2016 сёмга стоит от 1000 рублей за килограмм. Напомню, что в 2014 эта же самая семга стоила 350-500 рублей за килограмм. Вдвое подорожала и мясная продукция, причем выбор стал меньше. Качественный сыр пропал напрочь, но даже тот, что остался — стоит дороже, чем исчезнувший импортный. Фрукты в сравнении с 2014 подорожали даже втрое; даже год назад я покупал бананы по 40 рублей килограмм, сегодня 80-100. Подорожали яблоки, включая отечественные, апельсины стали предметом легкого шика. Килограммовая банка малины у бабушек на базарчике стоила год назад 100 рублей, нынче — 200.

К сказанному добавлю, что пенсии в 2015-2016 не индексировались, проще говоря остались прежними, а цены выросли в 2-3 раза. При средней пенсии в 8-10 тысяч рублей и средней зарплате в 30 тысяч — сами делайте выводы про уровень жизни.

читать дальше

«Вы распинаете свободу, но душа человека не знает оков» В Петербурге спустя 40 лет воспроизвели надпись диссидентов

3 августа на Пироговской набережной Санкт-Петербурга появилась надпись «Вы распинаете свободу, но душа человека не знает оков». Ровно сорок лет назад такую же надпись на стене Петропавловской крепости сделали художники Юлий Рыбаков и Олег Волков. И лозунг, написанный в 1976 году, и нынешний продержались всего несколько часов. «Медуза» показывает, как выглядели надписи.

Юлий Рыбаков и Олег Волков утром 3 августа 1976 года написали на стене Петропавловской крепости: «Вы распинаете свободу, но душа человека не знает оков». Это была акция в знак протеста против преследования художников, писателей и поэтов в СССР.

Как пишет в статье на Colta.ru австрийский журналист Хервиг Хёллер, фраза отличалась от предыдущих граффити, выполненных нонконформистами в Петербурге, «размером, поэтичностью и точным попаданием в историко-литературный контекст». «С выбором места, бывшей тюрьмы, и словами „свобода“ и „оковы“ надпись можно было интерпретировать как аллюзию на пушкинское стихотворение „Во глубине сибирских руд“», — отмечает Хёллер.

Сотрудники КГБ сначала попытались закрыть часть букв досками (по распространенной в Петербурге версии — крышками от гробов) и только потом закрасили. Волков получил семь лет лишения свободы, Юлий Рыбаков провел в заключении шесть лет — за злостное хулиганство, кражу государственного имущества, уничтожение и порчу государственного имущества.

3 августа 2016 года на Пироговской набережной появилась точно такая же надпись (только без восклицательного знака). Как выяснилось позднее, автором был художник из Екатеринбурга Тимофей Радя.

Фото: Мария Элькина

В течение нескольких часов надпись закрасили. Юлий Рыбаков поблагодарил тех, кто сделал надпись. «Что ж, могу лишь сказать — она не потеряла своей актуальности», — добавил он.

https://meduza.io/feature/2016/08/04/vy-raspinaete-svobodu-no-dusha-cheloveka-ne-znaet-okov