«Тотальное разгильдяйство». Почему от «дворца Путина» остались только бетонные стены?

  • Анастасия Напалкова, Тимур Сазонов, Анна Пушкарская
  • Би-би-си

10 февраля 2021

Двуглавый орел

Комплекс, известный как «дворец Путина», уже показали по федеральным каналам, но вместо ожидавшейся роскоши в кадр попали только голые бетонные стены. Чтобы понять, почему дворец перестраивается и что в нем было до этого, Русская служба Би-би-си опросила полтора десятка работников, которые трудились там в разное время.

О том, что здание, которое основанный Алексеем Навальным Фонд борьбы с коррупцией (признан в России иностранным агентом) называл дворцом президента Владимира Путина, превращается в апарт-отель, большинство рабочих узнало из новостей.

«Поражает масштаб демонтажных работ. Грубо говоря, весь дом ободрали до бетона», — говорит Станислав (имя изменено).

Он приехал во дворец осенью 2018 года — как раз на демонтажные работы, которые к тому времени длились, по его мнению, около полугода. К этому времени в здании уже не было мебели, но еще сохранилась декоративная отделка стен и потолков. «То, что показал в фильме товарищ Навальный, имело место», — делает вывод Станислав.

Навальный в своем фильме о дворце, который якобы принадлежит президенту Владимиру Путину, рассказал, что основной причиной его перестройки стала плесень.

Фильм Фонда борьбы с коррупцией (признан в России организацией, выполняющей функции иностранного агента) посмотрели более 110 млн раз. После этого по России прокатилась волна протестов, многие их участники были арестованы. Кроме того, многие работники самого ФБК отправлены под домашний арест. На этом фоне большинство опрошенных строителей и инженеров, работавших во дворце, попросило об анонимности.

Двое работников, видевших плесень во дворце вживую, рассказали Би-би-си, что она поразила все здание, включая комнаты и подвальные помещения.

«Все было в плесени, — рассказывает Станислав. — Что за плесень? Да самая обычная плесень. Где-то она зеленая, где-то прямо уже черная была. Но ее было на самом деле очень много. Она поразила практически весь дом. Больше всего — стены и потолки. Мы сами были в шоке».

По его словам, отделка во дворце была сделана по принципу «фальшстены». То есть непосредственно к бетонной стене, обработанной штукатуркой, крепится металлический каркас, затем он обшивается листами гипсокартона, а уже к гипсокартону крепится дорогая отделка. «Плесень была непосредственно за фальшстеной», — объясняет Станислав.

Если Станислав видел плесень в комнатах дворца, то Игорь (имя также изменено), еще один бывший сотрудник компании-подрядчика, работавшей во дворце, рассказал, что ему показывали плесень на цокольном и подвальном этажах примерно в 2017 году. Коллеги рассказывали ему, что она распространилась и по всему дому. «Уже тогда поговаривали, что все будут разбирать», — говорит он.

Впрочем, другой сотрудник, работавший во дворце до 2018 года, проблем с плесенью не припомнил.

Источник, близкий к Кремлю и не уполномоченный давать комментарии СМИ, подтвердил, что в комплекс проник грибок. «Его ввели в эксплуатацию, он несколько лет проработал, и потом пошел грибок и запах. Этот грибок крайне вреден для легких», — сказал он на условиях анонимности.

По его словам, в последнее время Владимир Путин посещал этот комплекс в Прасковеевке, селе в Геленджикском районе Краснодарского края, только ради хоккейного катка.

Издание «Медуза» писало, что пострадали и статуи: из-за агрессивной внешней среды они покрылись чем-то зеленым от соли и сырости. Издание не указало, находились ли статуи в здании или снаружи.

Строители и инженеры, работавшие во дворце и на участке в разное время с 2005 по 2020 годы, называют дворец «главным домом». Многие из них расстраиваются, что результаты многолетней работы по отделке «главного дома» были разрушены.

«Столько людей трудились, столько денег, столько материалов. Нам за каждую царапину доставалось — все это из крутого привезенного дерева сделано, все эти кабинеты. Нам говорили: ребята, аккуратнее. А потом говорят, кабеля режьте, разбирайте, ломайте. Стопками, стопками — и все это на свалку, на мусорку», — вспоминает Игорь.

На декоративной отделке, по словам Станислава, не было видимых следов грибка. Демонтированную гипсовую лепнину и панели из ценных пород дерева и камня аккуратно складывали в ящики и «увозили в неизвестном направлении». Он не верит, что ее можно использовать повторно: во-первых, все подгонялось «стык в стык», и вернуть материалы на прежнее место будет нереально. К тому же будет риск, что плесень вернется, добавляет он.

Другой строитель уточняет, что, по слухам, материалы «закопали в Молокановой щели» (ущелье рядом с дворцом). Еще один сотрудник стройки говорит, что также слышал, что «весь дорогой камень, который сняли со стен», закопали там.

Игорь и Станислав рассказали Би-би-си, что здание было обработано антисептиком от плесени как минимум два раза — «полностью все стены поливались», шли разговоры и о необходимости еще одной обработки.

Фактически дворец сейчас перестраивается изнутри и снаружи. Уже была заменена крыша, окна и внешняя облицовка, рассказали сразу несколько сотрудников, работавших там в последние годы. К концу 2018 года была демонтирована и «аквадискотека» — фонтан, отделанный мозаикой. В новостных сюжетах он был показан как бетонное недостроенное сооружение. Работники, опрошенные Би-би-си, не уверены, было ли это сделано из-за плесени или из-за изменения вкусов владельцев.

читать дальше