Зарисовка к национальному характеру.

Представьте себе, что Салтычиха вышла рано по утру и созвала мужиков. Мужики спозаранку, помятые и хмурые выползли из своих покосившихся изб и столпились перед ней, переминаясь с ноги на ногу и угрюмо пряча глаза в сырой земле. И тут она объявляет, что отныне каждый мужик может выразить своё мнение и сказать свою волю о том, быть или не быть ей дальше полновластной хозяйкой их судеб. Немедленно сподручные ставят перед её ногами пустое ведро, в которое мужики должны будут своё волеизъявление опустить, а для этого каждому выдали по куску бумаги. Сразу случился конфуз, т.к. никто писать не умел. Но мудрая помещица предложила просто нарисовать крест тем, кто был бы против её дальнейшего владычества, а пустую бумагу оставить тем, кто за прежний порядок вещей. Ведро перед запуганными глазами мужиков перестало быть просто ведром и в одночасье стало чем-то пугающе кошмарным, каким-то чудовищем с разверзнутым зевом, в котором чуялось что-то недоброе, чужое, противоестественное, к которому не то, что приблизиться — посмотреть было страшно. Все стояли, как вкопанные и держали негнущимися пальцами розданные куски бумаги. Но Салтычиха говорила уверенно, казалась очень душевной и доброй, даже отошла на некоторое расстояние, чтобы не смущать люд, правда, добавила, что кто откажется от сего мероприятия, тот её очень огорчит. К ведру неуверенными шагами начали подходить по очереди. Потом она всех поблагодарила (что было невиданно) и отпустила.

Вернувшись к себе в дом, она уселась на шикарные кресла и приказала вывалить на изящный столик перед ней бумажки для голосования. Все они оказались белыми и нетронутыми. Ни тени сомнения не было в груде чистых листков перед ней, ни намёка на размышления, ничего, что можно было назвать бы попыткой выбора или шагом в сторону. Вечером этого дня она поленом забила насмерть на конюшне одного из крестьян. Не из-за результатов эксперимента, просто захотелось. Настроение.

Наступила ночь. В деревне было по-особенному тихо. Все спали спокойно и не было и следа тех ужасных утренних волнений и страхов, которые внушило людям это жестяное ведро. Одному мужику приснился пруд с камышами и что-то чёрное среди них. А потом — ничего.

P.S. Вдова забитого мужа на следующий день, проснувшись из тупого забытья, узнав, пожала плечами. Хмурый выдался денёк тогда, но, главное, что точно такой же, как и прошлый и позапрошлый.

P.S. Да, была такая помещица, самодурка и маньячка в российской истории. Да и никуда со своими смердами с тех пор толком и не девалась.

https://t.me/kolokol_21/2225