Андрей Мовчан. Апокалипсис отменяется.

7 недель назад, уезжая из Москвы, я писал в ФБ «на прощание», что вернусь в феврале в страну, в которой ничего, кроме цифр, не изменится. Я был почти прав, даже больше — собственно и цифры не изменились с середины декабря — и нефть под 60 и доллар за 60, и инфляция 15, и РТС где-то в районе 700 — 800. Почему же почти? Потому что изменилась все же одна вещь: в дискурс вошел и прочно там угнездился (откуда ни возьмись) апокалипсис. За 7 недель в сознании россиян возникла мода на третью мировую войну.

Мы, кажется, не можем жить вне мессианского контекста. Очень страшно, но по загадочной причине очень хочется. ИМХО — это самое вредное, что может с нами быть (и потому, что часто бывает — жизнь у нас незавидная). Надо взрослеть: мы — не пуп земли, из-за нас не то что Третья Мировая, даже пятидесятая региональная сегодня не начнется.

Нас может хватить на откусывание бессмысленных кусков у ослабленных собственной коррупцией соседей по коммуналке, под озабоченное покачивание головой и устное осуждение солидными гражданами — но это наш предел. Соседи по коммуналке будут радостно под наше откусывание списывать собственную коррупцию и головотяпство, и просить денег у солидных граждан не под реформы, и даже не под обещания реформ, как это принято в приличном обществе, а просто так, на бедность и «защиту от Русской угрозы». Солидные граждане будут подавать милостыню жертвам нашей победоносности (но в пределах медных монет, банкнот жалко), и даже потратят несколько часов на убеждение нас так не делать — но в целом будут брезгливо отмахиваться от ситуации (кому охота лезть в трущобы) или делать свой гешефт — кто под это дело газ Европе продаст, кто — денег на оружие выбьет, кто — остатки русских капиталов с рынка снесет. Солидные граждане почувствительнее будут даже предлагать нашим жертвам «да плюньте Вы на эти клочки в руинах — пусть себе глупые руссукие их забирают и мучаются с ними — айда к нам, в солидную жизнь». На это наши соседи будут рыдать и кричать «ни клочка не отдадим, да Вы что, на что же мы без войны спишем наше воровство и глупость, кто ж нам без нее, священной, денег подаст не под реформы (а их мы делать ни за что не будем, что мы — с ума сошли?)» Я не исключаю что недалек тот момент, когда даже мы, окончательно осознав идиотизм ситуации, станем этим нашим соседям предлагать: «ну давайте придумаем что-то лицесберегающее, и заберите уже себе обратно эти кусочки вашей родины!». Не заберут — они не дураки. Им война — в плюс, нам — в минус.

И вообще — в мире десятки (если не сотни, не считал) локальных потасовок. Каждая — священная, патриотическая. Каждая вторая — за спасение нации. Каждая третья — битва вселенского добра с вселенским злом. Почти все выгодны всем сторонам, за ними стоящим, остальные — выгодны всем, кроме одной стороны (которую не спрашивают). И везде конфликт питается кровью идиотов с оружием и несчастных жертв без оружия — но кого же это волнует? У украинского конфликта не больше шансов перерасти в мировую войну, чем у суданского, сирийского, нигерийского, пакистанского, иракского, армяно-азербайджанского, и так далее. Не потому даже, что у России нет даже следа сил на такой конфликт (и поэтому тоже, но не это главное). А потому, что мировой конфликт никому не выгоден. А нынешний — выгоден всем. Даже для России (для которой, как для страны, этот конфликт — убийственная ошибка и страшный удар) не все просто: российской власти он выгоден — мы ведь тоже свою коррупцию, глупость и головотяпство теперь на него списываем; да и рейтинги, почти умершие к 13 году, уверенно за счет него держим.

Нет ничего, что бы сегодня помешало любой стороне остановить украинский конфликт. Россия могла бы или отойти в сторону (совсем, вместе с оружием и «добровольцами»); или — наоборот, ввести официально войска, зачистить территорию от оружия и бандитов, и либо — объявить эту зону по типу Крыма своей, либо — передать Украине. Во всех этих случаях, если только российские войска не вступили бы в столкновения с украинскими, никто ни слова бы нового не сказал. Но тогда Россия осталась бы лицом к лицу с кризисом, и без ответа на вопрос «кто теперь то виноват?».

Украина могла бы объявить о признании ЛНР и ДНР в текущих границах, и одновременно укрепить линию разграничения — вплоть до минных полей и тяжелой артиллерии. Это точно остановило бы кризис — даже российская армия не сунулась бы через такую линию. Финляндия в свое время так сделала. Для Украины в этом действии были бы только плюсы — можно было бы быстро в НАТО проситься, экономику поправлять, реформы делать. Но тогда не на что было бы списать проблемы.

Европа и США могли бы сделать это «за Украину» — признать ДНР и ЛНР и потребовать ввода миротворцев. Европа и США могли бы ввести совершенно другие санкции против России — и буквально принудить Россию к отказу от помощи ДНР-ЛНР. Или — дать Украине пару десятков миллиардов долларов и поставить оружие, способное эффективно блокировать трансграничные поставки в ЛНР — ДНР. Но что было бы с газовым рынком? Но тогда бы возникли проблемы с избирателями, с военными бюджетами, с расширением полномочий НАТО.

Так что не надо про «конфликт России с миром» и мировую войну. Нет конфликта — есть сотрудничество элит на крови. И будет оно продолжаться, пока кому-то не перестанет быть выгодно. И быстро закончится — тогда. Апокалипсис отменяется. Не знаю даже, справедливо ли это.

http://smart-lab.ru/blog/copypaste/235936.php

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.